Правовая грамотность граждан

Каждый человек ежедневно исполь­зует пластиковые карты, мобильные телефоны, компьютеры. Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно, поэ­тому преступники стараются любыми способами выманить информацию о карте у самого держателя. Для дости­жения своей цели они используют все доступные ресурсы – телефон, интер­нет-сайты, онлайн-банк, мобильный банк и прочие каналы.

По телефону. Данный вид мошенни­чества имеет множество вариаций, кото­рые объединяет то, что владельцу карты звонят с незнакомого номера и под лю­бым предлогом просят сообщить её рек­визиты.

В большинстве случаев злоумышлен­ники представляются сотрудниками службы безопасности банка (фальши­вый «сотрудник» извещает клиента о том, что по его карте совершена сомнительная операция либо его карту пытались взло­мать, и просит уточнить данные для ис­правления ситуации).

Телефонные мошенники всегда говорят уверенно, имеют хорошо поставленный голос, а на любой вопрос клиента имеют подготовленный ответ.

Через смс-сообщения. Данная схема имеет много общего с предыдущим спо­собом. Разница заключается в том, что ложная информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществля­ется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией.

Распространённый пример подобных фейковых сообщений: «Ваша карта за­блокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ. Ваш Сбербанк». Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взы­скания штрафа или комиссии. Перезво­нившего просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.

Мошенничество с переводом денег на карту. Способ незаконного обогаще­ния – убедить клиента в том, что он дол­жен перевести деньги самостоятельно. Злоумышленники предлагают приобрести товары по выгодной цене и требуют пере­числения аванса или всей суммы.

Распространённой схемой аферистов также является «помощь родным». Дан­ный способ чаще всего применяется в от­ношении пожилых людей, которым звонят и сообщают о том, что их близкие попали в беду. Мошенники представляются со­трудниками правоохранительных орга­нов или медицинскими работниками. Они настоятельно требуют перевести деньги, угрожая необратимыми последствиями для жизни и здоровья близких.

Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придержи­ваться следующих правил:

- не сообщать конфиденциальные данные карты (срок действия, CVV-код, ПИН-код);

- подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счётом;

- ПИН-код хранить отдельно от кар­точки, прикрывать рукой клавиатуру бан­комата или терминала в момент его ввода;

- никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции (со­трудники банка не вправе запрашивать данную информацию);

- немедленно блокировать карту в слу­чае утраты, кражи или захвата её бан­коматом, а также при утере телефона с привязанным номером.

В случае незаконного списания денеж­ных средств с банковской карты необ­ходимо незамедлительно обратиться в отделение банка для блокировки карты и составления заявления о несогласии с конкретной расходной операцией.

О факте мошенничества можно сооб­щить по телефонам 102, 112 либо подать заявление о совершенном преступлении непосредственно в отделение полиции.

М. КОРОЛЁВ, прокурор Мамонтовского района

Все новости