Основные способы защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

К основным способам защиты населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах, относятся:

- оповещение населения;

- эвакуация населения;

- инженерная защита населения и территорий;

- радиационная и химическая защита;

- медицинская защита;

- применение средств индивидуальной защиты.

Эвакуация населения является основным способом защиты населения при крупных чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных, инженерных и др. работ.

Эвакуация носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т. п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными свойствами от радиации. При радиационном заражении местности для предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (от подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

В случае химического заражения местности проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака. При быстром распространения облака население, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением их герметизации. Предусматривается использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. 

В случае стойкого загрязнения местности проводится отселение — переселение людей из зоны аварии, разрушений и т. п. на постоянное местожительство. Возможно и временное отселение — переселение людей на срок, измеряемый месяцами и более, при условии возможного последующего возвращения в места постоянного проживания.

Укрытие населения осуществляется в защитных сооружениях гражданской обороны — убежищах и противорадиационных укрытиях, а также в простейших укрытиях и приспособленных (герметизированных) помещениях. В зависимости от характера источника и масштаба ЧС, укрытие может носить как вспомогательный (к эвакуации) характер, так и быть основным способом защиты населения (на небольшой срок).

Радиационная и химическая защита имеет целью предотвращение или максимальное снижение потерь различных среди населения и обеспечение их жизнедеятельности в условиях радиоактивного и химического заражения. Мероприятия радиационной и химической защиты включают:

- радиационную и химическую разведку;

- радиационный и химический контроль;

- сбор, обработку данных и информации о радиационной и химической обстановке в зонах заражения (загрязнения);

- применение (использование) средств радиационной и химической защиты;

- выбор и соблюдение режимов защиты людей в условиях радиоактивного и химического заражения;

- специальную обработку населения и обеззараживание участков местности, дорог, объектов, зданий и сооружений.

Медицинская защита — комплекс организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических и лечебно-эвакуационных мероприятий, направленных на предотвращение или ослабление воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС и оружия. Мероприятия медицинской защиты планируются заранее и включают в себя:

- прогноз медико-санитарных последствий возможных ЧС и применения оружия.

- создание сил и средств медицинской службы и поддержание их в готовности к действиям по предназначению;

- создание гарантированных запасов медико-санитарного имущества с учетом характера и масштаба возможных ЧС и применения оружия, в том числе и медицинских средств индивидуальной защиты (МСИЗ).

Конкретные мероприятия по защите работников организации и всего населения в случае возникновения ЧС и применения оружия предусматриваются планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, планов гражданской обороны  организаций и органов власти.

Алгоритм действий при возникновении ЧС и применения оружия:

Заранее ознакомиться с сигналами тревоги и мерами эвакуации и иметь наготове чемодан с предметами первой необходимости. Там должны храниться: личные документы, нужные вам медикаменты, аптечка первой помощи, радиоприемник, фонарь, одеяло (на случай эвакуации), запас продуктов и питьевой воды на случай, если придется прятаться в укрытии). Спланировать и обустроить убежище в своем доме, особенно расположенного поблизости от предприятия, где используются или хранятся опасные химические вещества;

При подаче сигнала тревоги сохранять спокойствие и следовать инструкциям властей и спасательных подразделений. Оставаться в помещении и слушать радио. Закрыть все двери и окна, закрыть все отверстия, выключить вентиляцию, системы кондиционирования и обогрева. Не пользоваться каким-либо огнем и никуда не звонить (чтобы не перегружать телефонные линии). Не покидать укрытие до получения инструкций от властей или отбоя тревоги ( в школу, детский сад за детьми не ходить о них позаботятся учителя, воспитатели.

При эвакуации иметь при себе радиоприемник, теплую одежду, все необходимые медикаменты, личные документы и деньги. При прибытии на новое место пребывания  узнать у местных органов власти адреса организаций, которые несут ответственность за оказание помощи потерпевшему населению

При нахождении вне помещения закрыть нос и рот платком (лучше влажным), войти в ближайшее здание и оставаться в нем, пока не будет дан сигнал отбоя или распоряжение об эвакуации.

При нахождении в автомобиле необходимо отключить вентиляцию и закрыть окна, слушать радио. По возможности покинуть автомобиль и укрыться в ближайшем здании;

После отбоя необходимо следовать инструкциям властей и спасательных подразделений (пожарных, гражданской обороны, полиции и т. д.) по возможности помогать людям, попавшим в трудное положение (раненым, детям, старикам и инвалидам).

Права, обязанности и ответственность граждан в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны отражены в федеральном законе «О гражданской обороне», в соответствии с которым граждане:

- проходят обучение в области гражданской обороны;

- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей н ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при |наполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Одновременно закон устанавливает и обязанности граждан в данной области:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение требований законодательства в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ:

- невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (статья 20.6, п. 1);

- непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 20.6, п. 2);

- невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (статья 20.7, п. 1);

- невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (статья 20.7, п. 2).

Сотрудники организаций должны знать опасности, присущие чрезвычайным ситуациям, характерным для территории проживания и объекта, на котором они работают, а также опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Знания в этой области необходимы для понимания сущности мероприятий, проводимых в целях обеспечения защиты населения в этих условиях.