ОПЛАТИТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ КЛИЕНТА «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ» СТАЛО ЕЩЁ ПРОЩЕ
«Алтаэнергосбыт» внедрил в личный кабинет клиента оплату посредством «Системы быстрых платежей» (СБП). Теперь не нужно вводить данные банковской карты или переходить в приложение банка для подтверждения оплаты. Достаточно среди предложенных способов оплаты выбрать «СБП».
Система позволяет совершать мгновенные операции в круглосуточном режиме без праздников и выходных.
Личный кабинет клиента работает круглосуточно на официальном сайте энергокомпании (https://lkfl.altaiensb.ru/) и в мобильном приложении «Мой Алтайэнергосбыт», доступном для бесплатного скачивания на смартфон в магазине приложений.
С помощью сервиса можно:
- оплатить счета без комиссии:
- передать показания счётчика за пару минут;
- подписаться и скачать квитанцию за любой период;
- управлять сразу несколькими лицевыми счетами;
- просматривать историю начислений и оплат.
АО «Алтайэнергосбыт» - одна из крупнейших энергосбытовых компаний Сибири, гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Алтайского края и Республики Алтай. Также «Алтайэнергосбыт» оказывает энергосервисные услуги, занимается внедрением энергосберегающих технологий на условиях энергосервисного контракта.
45 – не возраст для музея
Именно столько исполняется в начале июня нашему районному краеведческому музею. Официальная дата его создания – 1980 год. Но начиналось всё гораздо раньше…
У истоков районной музейной жизни стояли, как это часто бывает, энтузиасты-любители. Одним из первых краеведов-мамонтовцев стал Н. М. Сухих, руководитель самодеятельного народного театра. В 60-е годы 20 века именно в репетиционной комнате были созданы первые экспозиции краеведческого уголка. Николай Михайлович оформил также стенды по истории культуры.
Дальнейшую работу по организации краеведческого движения взял на себя заведующий отделом культуры И. Ф. Крюков. На многочисленных мероприятиях в клубах и библиотеках выявлялась масса любопытных исторических фактов, попадали в поле зрения старинные предметы обихода, одежда, старые фотографии. Краеведческую копилку пополнили 12 фильмов о жизни района, отснятых Иваном Фатеевичем. С 1967 года в райцентре действовал общественный музей. Возникали и основательные школьные музеи: например, в Мамонтовской средней школе его организовал энтузиаст-краевед, учитель географии И. И. Золотарёв, в Чёрной Курье – директор школы, будущий кандидат исторических наук Г. Е. Иванов, в Покровке – бывший учитель начальных классов Д. Ф. Гребенник.
Приближался 1980-й - год 200-летнего юбилея села Мамонтово. У руководства района возникла мысль об официальном создании районного музея. Такое решение было принято в феврале 1978 года. Первый секретарь Мамонтовского райкома партии Ф. Д. Иванков взял под свой контроль всю организационную работу. Для музея было выделено специальное здание по улице Пушкинской (теперь там располагается казначейство).
Музей распахнул свои двери 14 июня 1980 года. На его открытии присутствовали родственники легендарного командарма Е. М. Мамонтова, чье имя носит район. А первым директором стал специально приглашённый из Волчихинского района краевед И. Н. Ялымов. Иван Николаевич за несколько лет своей работы скомплектовал основные фонды, создал экспозиции, определил главные направления деятельности. В следующие годы у руля музея стояли Л. А. Ялымова, П. Ф. Симонов, Л. В. Манжос. В это время основными формами работы стали встречи с участниками боевых событий Великой Отечественной войны, приём в пионеры, комсомол, уроки Мира, Знаний. Начали формироваться коллекции по темам «Мамонтовская районная партийная организация», «Заслуженные работники отраслей народного хозяйства» и другие.
В начале 90-х музей возглавил историк с университетским образованием К. А. Сковородин. За два с небольшим года его руководства музей значительно повысил свой уровень. Он стал филиалом краеведческого музея и, как диктовало время, перешёл на новые условия хозяйствования. Началось оформление документации музейных фондов, детальное изучение истории района через краевой архив, а также тесное сотрудничество с районной газетой «Свет Октября», в которой открылась страничка «Исторический клуб». Её постоянный автор, корреспондент В. В. Ретунский, публиковал материалы, неизменно вызывающие живой интерес у читателей.
В 1993 году музей возглавила Л. А. Гульдерова, учитель по образованию с восьмилетним опытом музейной работы. Она продолжила систематизацию фондов и регистрацию архива. А музей из филиала стал самостоятельной единицей. Но финансовые проблемы тех лет привели к тому, что его из отдельного здания перевели в здание РДК, где он находится и сейчас. Зато там были развёрнуты новые экспозиции со специальным музейным оборудованием и отдельным выставочным залом. Велась большая работа по формированию новых коллекций и пополнению старых. Появились новые формы работы - занятия по системе музейного всеобуча и абонемент, активно использовался видеоматериал. При музее действовали объединения – клуб «Боевые подруги», «Любава» - любительское объединение цветоводов, Лито «Вдохновение». Также с 1994 года на музее - вся работа по охране памятников истории и культуры района.
В 2000-х музеем руководили единственный в районе специалист-музеевед А. В. Погребникова и С. Г. Кузнецова. В это время активно пополнялись фонды - по 400-500 единиц в год. Наиболее ценные и редкие экспонаты, появившиеся в то время: реликвия семьи Ширкеевых псалтырь поучительная (конец 19 в.), телеграфный ключ для азбуки Морзе (1940-1950-е гг.), полевой монтёрский телефон 1960-х годов для обнаружения повреждённых участков телефонной линии в полевых условиях.
С 2014 года заведовать музеем стала З.Г. Дидик – грамотный современный руководитель. Под руководством Зои Геннадьевны активным стало участие музея во Всероссийских, международных, краевых конкурсах, акциях, фестивалях: «Музейная ночь», «Ночь искусств», «Право на детство», «Семейный пирог», Марафон Дней культуры «Соседи» и других. Активно ведётся сотрудничество с Алтайским государственным краеведческим музеем, Государственным художественным музеем Алтайского края, Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая.
Ежегодно в выставочном зале районного краеведческого музея экспонируются выставки из фондов ведущих музеев края. С 2016 года идёт регистрация предметов основного фонда в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, планомерная и регулярная работа в автоматизированной системе «Музей - 3» (электронный каталог), создаются электронные выставки, презентации. Мамонтовский районный краеведческий музей становится победителем престижных грантовых конкурсов. Среди них, например, международный «Православная инициатива – 2017-2018» (проект «Сохраняя традиции православных праздников»), гранты губернатора Алтайского края в сфере культуры. В 2019 году музей получил диплом краевого конкурса поддержки муниципальных музеев Алтайского края «Лучший музей года». Зоя Геннадьевна и весь коллектив неоднократно поощрялись наградами краевого и районного уровня.
С 2018 года статус музея изменился - он вошёл в состав многофункционального культурного центра.
Сегодня Мамонтовский районный краеведческий музей располагает богатейшими фондами – более 30 тыс. предметов. В год музей посещают порядка 14 тыс. человек, проходит не менее 200 экскурсий, 30 выставок, 70 лекций и 40 других мероприятий. Коллектив музея нынче – недавно вступившая на пост заведующего М. И. Маркова; опытный экскурсовод Е. А. Сковородина, умеющая заинтересовать любого посетителя вдумчивым и эмоциональным рассказом; хранитель музейных предметов Л. Г. Моисеева, которая продолжает очень объёмную кропотливую работу по работе с Государственным каталогом. Кстати, в 2025 году Лидия Георгиевна удостоена диплома Министерства культуры Алтайского края как победитель конкурса на оказание государственной поддержки лучшим работникам сельских учреждений культуры по направлению «Музейное дело». Ещё один член коллектива – уборщик помещений А. С. Гончарова, благодаря которой в наших помещениях царят уют и чистота.
За 45 лет своей работы музей накопил целую краеведческую сокровищницу как материального, так и духовного плана. Ею он щедро делится со всеми, кто неравнодушен к истории своей малой родины, тесно переплетённой с историей всей нашей огромной страны. А сколько впереди новых открытий, встреч, интересной работы! Приходите в наш музей, его двери всегда открыты для внимательных и заинтересованных посетителей!
На фото:
экскурсию ведет первый секретарь Мамонтовского райкома партии Федор Демьянович Иванков. Почетные посетители музея: дочь и сын Е.М. Мамонтова (1980 г.).
В ходе «Ночи музеев – 2025» для самых юных участников прошёл мастер-класс по созданию панно «Вечный огонь».
Какой была жизнь крестьянских детей в старину?
Об этом 29 мая узнали воспитанники Комплексного центра социального обслуживания населения, которые вместе с родителями побывали в музее на мероприятии «Крестьянские дети. Мамины помощники». Оно состоялось в рамках Всероссийской недели семьи. Его цель – рассказать и показать ребятам, какие домашние обязанности лежали на их ровесниках в дореволюционной России и какие развлечения были им доступны.
Под руководством экскурсовода Елены Сковородиной взрослые и дети сравнивали современные и старинные предметы быта – электрический чайник и самовар, блендер и ступку, свечи и лампы и т. д. Самые смелые пробовали выполнять несложные домашние работы так, как это когда-то делали наши предки. В специально оборудованном уголке - крестьянской избе - все вместе пели колыбельные, качали детскую колыбельку, как заправские няни-пестуньи. Родители тоже настолько погрузились в эту атмосферу, что один из пап даже спел колыбельную на мордовском языке, которую слышал в детстве от бабушки-няньки.
Ребята узнали, что, хотя жизнь их ровесников в прошлом была и нелегкой, они вырастали полноценными работниками и становились надежными опорами уже для своих собственных семей. Елена Александровна пожелала мальчишкам и девчонкам тоже вырасти добрыми и трудолюбивыми людьми, заботиться о своих родных и помогать им во всём.
Правила безопасного поведения на воде
С приходом жаркой погоды и сезона летних отпусков каждый стремится на природу, чтобы искупаться в водоёме. Но нередко обычное купание оборачивается трагедией.
Главной причиной возникновения несчастных случаев на воде можно назвать отсутствие культуры безопасности у населения и незнание простейших правил поведения на воде.
Знание правил и умение оказать первую помощь пострадавшему необходимы для каждого отдыхающего.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
- купаться только в специально оборудованных местах;
- не нырять в незнакомых местах;
- не заплывать за буйки;
- не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам;
- не устраивать игр в воде, связанных с захватами;
- не плавать на надувных матрасах или камерах;
- не использовать неисправные плавательные средства;
- не купаться в нетрезвом виде.
Безопасность купальщиков на стихийных пляжах, увы, никто гарантировать не может. Кто придет в случае беды Вам на помощь? Как правило, в таких случаях спасателям чаще приходится выполнять печальную процедуру извлечения из воды уже погибшего. Через 5-7 минут после того, как купальщик ушел под воду, трудно надеяться на успешную операцию по его поиску, тем более, когда он лежит на илистом грунте на глубине 2-3 метров, а уж если на 10-12 метрах, тем более.
Если у пловца начинает сводить ногу, то необходимо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Кстати, на этот случай опытные пловцы имеют с собой прикрепленную к плавкам булавку. Один укол ее острым концом в сведенную судорогой мышцу освобождает от болезненных ощущений.
Одновременно с умением плавать, совершенно необходимо научиться и отдыхать в воде. Первый способ - лежа на спине. Спокойно расправив руки и ноги, закрыть глаза, лечь головой на воду и расслабиться, лишь слегка помогая себе удержаться в горизонтальном положении. Набрать в легкие воздуха, задержать и медленно выдохнуть.
Второй способ - сжавшись "поплавком". Вдохнуть, погрузить лицо в воду, обнять колени руками и прижать к телу, сдерживая выдох (но не напрягаясь), медленно выдыхать в воду, а затем - опять быстрый вдох над водой и снова "поплавок". Если вы замерзли, надо делать неподвижную (статическую) гимнастику, по очереди напрягая руки и ноги.
Отдохнув, надо опять плыть к берегу. И опять отдыхать. Но ни в ко-ем случае не терять энергии на страх, теперь от Вашего самообладания зависит Ваше спасение. В конце концов, умеющий проплыть десять метров проплывет и сто, если будет отдыхать, да и человек все-таки легче воды.
Простейший прием ориентации под водой: во время даже неглубокого погружения (например, с маской) пловец нередко теряет правильное ощущение "верх-низ", причем часто об этом даже не догадывается.
Чтобы идти точно вверх, надо выпустить несколько пузырьков воздуха, а уж они покажут дорогу. Этот простейший прием спас жизнь не одному ныряльщику.
Научить плавать своего ребенка - обязанность, такая же, как научить переходить улицу. Уверенно держаться на воде ребенка можно научить за 5-7 дней, и это уже первый шаг к его безопасности.
Что делать, если на ваших глазах тонет человек? Прежде всего дать себе секунду на размышление. Нет ли рядом спасательного средства? Им может быть все, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить. Спасательный круг или веревку можно бросить на 20-25 метров (с борта судна, за счет высоты - значительно дальше). Нет ли лодки? Можно ли позвать кого-то еще на помощь? Ободрив криком потерпевшего, идете на помощь.
Если вы добираетесь до тонущего вплавь, надо максимально учитывать течение воды, ветер, расстояние до берега и т.д. Приближаясь, старайтесь успокоить, ободрить выбившегося из сил пловца. Если это удалось и он может контролировать свои действия, позвольте ему держаться за Ваши плечи. Если нет - обращаться с ним надо жестко и бесцеремонно. Некоторые инструкции рекомендуют даже оглушить утопающего, чтобы спасти его и свою жизнь.
Коротко техника спасания выглядит так. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортировать к берегу. В случае, если утопающему удалось схватить вас за руки, шею или ноги, освобождайтесь и немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший был в воде около 6 минут.
Вытащив на берег, осмотрите потерпевшего: рот и нос могут быть забиты тиной или песком, их надо немедленно очистить (пальцами, повернув голову человека на бок). Затем положите пострадавшего животом на свое колено (голову свесить лицом вниз) и, сильно нажав, выплесните воду из желудка и дыхательных путей. Все это надо делать быстро и так же быстро уложить пострадавшего на спину, расстегнуть ему пояс или верхние пуговицы и начать искусственное дыхание.
Встаньте на колени слева, максимально запрокиньте голову утонувшего (это очень важно!) и, сместив челюсть вниз, раскройте ему рот. Сделайте глубокий вдох, приложите свои губы к губам пострадавшего (рекомендуется через платок или марлю) и с силой выдохните воздух. Ноздри пострадавшего при этом надо зажать рукой. Выдох произойдет самостоятельно.
Если у пострадавшего не бьется сердце, искусственное дыхание надо сочетать с непрямым массажем сердца. Для этого одну ладонь положите поперек нижней части грудины (но не на ребра!), другую ладонь поверх первой накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-5 сантиметров, и отпустите. Прогибать нужно сильно, толчком, используя вес своего, тела. Через каждое вдувание воздуха делайте 4-5 ритмичных надавливаний. Хорошо, если помощь оказывают двое. Тогда один делает искусственное дыхание, другой затем - массаж сердца. Не останавливайте меры по реанимации до прибытия "скорой помощи": благодаря вашим действиям организм еще может жить.
Разумеется, приемы оживления и спасания совсем не просто применять без практики, и надо бы таким вещам учиться заранее. Но даже если у вас нет никакой подготовки - действуйте! Надо использовать любой шанс.
Берегите себя и своих близких! Единой телефон службы спасения – 112
Небезопасное общение в мессенжерах
Дети используют планшеты и смартфоны для общения, учёбы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые ждут их в интернете
Позаботьтесь о безопасности ваших детей — пусть они:
- открывают только подходящие по возрасту сайты и приложения
- учатся грамотно распределять время между играми и учёбой
- не пропадают из вашего поля зрения
Оградить детей от нежелательной информации в интернете и деструктивного контента с помощью специальных сервисов может любой родитель даже без технических знаний.
Родительский контроль
Средства родительского контроля — это инструменты, способные защитить детей от потенциально опасного контента и позволяющие родителям следить за временем, проведённым ребёнком в сети. Такие инструменты предлагают абонентам операторы связи и цифровые компании, основавшие Альянс по защите детей в цифровой среде.
Как защитить ребенка в сети, подробнее в карточках.