Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

При поступлении обращений на «горячую линию» Управления имеют место вопросы о возврате денежных средств за товар надлежащего качества. Потребитель приобрел обувь надлежащего качества, которая не подошла ему по размеру, и требует возврата денежных средств. Магазин отказывает в возврате денежных средств, что делать?

Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю в первую очередь право на обмен товара. Основанием для обмена является то обстоятельство, что товар не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Право на обмен товара надлежащего качества может быть осуществлено в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки, при наличии следующих условий: указанный товар не был в употреблении; сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки; имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463.

Если товар не подошел потребителю по размеру, фасону, расцветке и другим указанным выше признакам, п. 2 ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю еще две возможности: во-первых, право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы; во-вторых, право по соглашению с продавцом обменять товар при первом появлении его в продаже.

Право отказа от исполнения договора небезусловно, оно может быть реализовано только при условии, что на момент обращения потребителя отсутствует товар, на который можно произвести обмен. То есть сначала должно быть предъявлено требование об обмене, а в случае, когда его невозможно произвести, потребитель может отказаться от исполнения договора.

Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара.