Профилактическое мероприятие «Месяц безопасности в сети Интернет»

Информационная безопасность детей

Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей. Последние 10–15 лет, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения — все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности — там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой статье мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Здесь хотелось бы обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте — пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом — крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Если ваш ребенок попался в ловушку субкультуры, знайте — он ходит по очень хрупкому и тонкому льду! В этой брошюре мы не имеем возможности подробно рассмотреть все субкультуры, поэтому настоятельно рекомендуем почитать о них самостоятельно. Их очень много — найдется для подростка с любыми вкусами. И все они несут в сущности одно — уродующие, отравляющие душу, коверкающие психику ответы на естественные вопросы, стоящие перед подростком.

Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и Интернет-общение

Социальные сети сегодня — самые популярные Интернет-ресурсы.

«ВКонтакте» насчитывает около 160 миллионов пользователей по странам СНГ и зарубежья, крупнейшая в мире сеть «Facebook» насчитывает более одного миллиарда пользователей по всему миру. В России очень популярна сеть «Одноклассники» (более 100 миллионов пользователей). Отсутствие странички в социальной сети уже, скорее, исключение. Бешеная популярность вполне объяснима: социальные сети стали замечательным и удобным способом связи. В самой популярной сети в России («ВКонтакте») пользователь получает доступ не только к удобному инструменту связи, но и к огромной коллекции музыки, фильмов, книг, к играм, полезным и не очень приложениям; находит группы пользователей по интересам, получает свежие новости и многое другое. Таким образом, социальные сети сегодня формируют полноценную виртуальную среду обитания.

Что же тут опасного для детей?

Особенности онлайн-общения

Дело в том, что онлайн-общение резко отличается по своей природе от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения, другие этические стандарты, другие регуляторы. Здесь нет обмена «живой» энергией между собеседниками, нет жестов и мимики (вряд ли кто- то всерьез считает, что смайлик может выразить ту же гамму чувств, что и человеческое лицо), нет интонации в голосе, нет, образно говоря, флюидов, атмосферы общения. В виртуальном общении не работает важнейший механизм — эмпатия, врожденная способность чувствовать то, что чувствует собеседник, активно сопереживать. Все это и порождает фундаментальные различия между живым общением и онлайн-общением.

Можно выделить два вида онлайн-коммуникаций. Первый вид — это связь со знакомым человеком, с которым есть то или иное взаимодействие в реальном мире. В таком случае Интернет — всего лишь средство связи и не более того. Инструмент, такой же, как уже привычный телефон. Опасность тут возникает лишь тогда, когда виртуальное общение с другом вытесняет живое.

Второй вид — это общение с неизвестными людьми. На форумах, в сообществах, социальных сетях происходит общение именно с неизвестными людьми, обычно случайными. И вот этот вид общения идет по совершенно иным правилам.

Здесь вы найдете самые развернутые ругательства, которые обладатели этих аккаунтов никогда бы не позволили себе в реальности. Конечно, бывают исключения, когда дискуссии ведутся с соблюдением всех приличий.

Знакомства

Знакомятся сегодня не только на специальных сайтах, но и в социальных сетях. Кстати, несколько слов о сайтах знакомств. Наше твердое убеждение — детям там делать нечего. О чем, кстати, сами сайты честно предупреждают. Огромное количество рекламы услуг проституток, педофилы, сумасшедшие озабоченные — вот что мощным потоком хлынет на подростка.

Вернемся к социальным сетям. Знакомства там также распространены. По данным исследования «Дети России онлайн», половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми.

40 % признаются, что встречались с Интернет-знакомыми в жизни. Получается, каждый третий ребенок — из Интернет-пользователей.

Среди этих Интернет-знакомых может оказаться кто угодно. От сверстника, имеющего схожие увлечения, до педофила. Доверчивостью ребенка вполне может воспользоваться мошенник. Да мало ли кто еще?! Знакомства в Интернете явно относятся к тем вещам, которые родители просто обязаны контролировать во имя безопасности ребенка, в том числе и физической безопасности.

Личные данные

Очень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные данные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит бывать, секции, которые посещает, и т. д. В огромном количестве выкладываются личные фотографии.

Этим вполне могут воспользоваться злоумышленники. Самый простой вариант — телефонные мошенники.

Вообще, насколько это опасно — решать вам. Мы просто обращаем ваше внимание на эту проблему.

Опасность № 4. Мультимедиа

Ни для кого не секрет, что в Интернете много фильмов и музыки. Новый жанр — авторские передачи на YouTube и других видео-хостингах. Весь вопрос заключается в качестве этого видео-контента. Как и всё в Интернете, здесь всё перемешано: на YouTube можно найти замечательные лекции или познавательные передачи, а можно встретить просто мерзость.

Онлайн-видео — благодатная среда для пропаганды экстремизма, оккультизма, сект и т. д. Если на YouTube проводится фильтрация загружаемых видео и откровенный экстремизм оттуда удаляется, то в популярнейшей социальной сети «ВКонтакте» такая фильтрация отсутствует.

Тут запросто можно наткнуться на пропаганду фашизма и неонацизма, крайних форм национализма, призывы к насилию, воровству и прочим противоправным действиям. Причем, в силу специфики социальных сетей, достаточно того, чтобы чем-то подобным заинтересовался кто-нибудь из друзей и нажал на «поделиться». То есть можно именно наткнуться на нехороший контингент, не занимаясь его поиском целенаправленно.

Достаточно много видео с крайне жестоким содержанием. Без особого труда, буквально за минуту можно найти видеозаписи, где человека сжигают заживо, заживо закапывают, разбивают голову камнями, калечат, пытают и т. д. Есть целые сайты с подобным содержимым — с изображением подробностей страшных ДТП тел после казней самого разного рода (обезглавленные тела, сгоревшие тела) и прочим шокирующим контекстом.

В целом все опасности, связанные с онлайн-видео, вызваны тем, что подросток еще не умеет фильтровать для себя информацию. Его система ценностей и убеждений только формируется. Пожалуй, единственный способ обезопасить здесь ребенка — научить его самостоятельно оценивать информацию.

Опасность № 5. Онлайн-игры, игромания

Если подросток играет в меру и в игры с рейтингом, соответствующим возрасту ребенка, то в этом нет ничего страшного. В таком случае это просто развлечение, не более того. Тем не менее, игры могут негативно влиять на воспитание и развитие ребенка. Онлайн-игры действительно увлекательны, их разработчики сделали все, чтобы пользователь как можно дольше оставался в игре.

Бесконечное развитие персонажа, сильная социальная составляющая (в онлайн-игры просто невозможно играть одному), яркая боевая система — все это стандарт для онлайн-игр. Некоторые из них, например, World of Warcraft, предполагают игровой сеанс протяженностью не менее 4–5 часов непрерывно. Для полноценной игры необходима постоянная команда игроков, перед которой у пользователя возникают игровые обязательства. Очень много времени нужно для нахождения важных игровых вещей. То есть хорошая «игрушка» вполне может затянуть. Следует понимать, что подросток остро нуждается в самовыражении и самореализации. И он находит такую возможность в игре. Вместо саморазвития начинается развитие персонажа, вместо достижения реальных целей — зарабатывание очков или поиск редкого игрового предмета. Позитивный запрос на самореализацию уходит в никуда.

Кроме того, зависимость от онлайн-игр — не фантастика, а реальность. Многие дети пропускают школу, забывают поесть, не спят, проводя время за игрой. А это уже прямая угроза психике.

Влияние Интернета на детей и информационная безопасность в XXI веке — тема огромная. Здесь представлены лишь основные, очевидные вызовы, стоящие перед родителями сегодня. К сожалению, логика в духе «Ну, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет!» все еще чересчур популярна. Это глубоко ошибочная логика, ведущая к серьезным последствиям. Под угрозой психика ребенка, его образ мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то, что делает человека человеком.

Стажер по должности инспектор ПДН  Е.Ф. Гурина